iRobot СПб

Кто мне ответит, почему ГДР с ФРГ можно, а России с Крымом нельзя?

Крымский кризис 2014 года вызвал серьезные противоречия и споры в международной политике. Множество людей задаются вопросом, почему объединение Германии, ГДР и ФРГ, происходившее после окончания Холодной войны, рассматривалось как легитимное и законное событие, в то время как присоединение Крыма к России воспринимается как нарушение международного права. В данной статье мы рассмотрим несколько ключевых аспектов этого вопроса и попытаемся найти ответ на него.

Исторический контекст

Для начала следует упомянуть исторический контекст обеих ситуаций. В Германии после Второй мировой войны была установлена четырехзонная оккупация, а Берлин был разделен на восточную и западную части, что привело к созданию двух независимых государств: ФРГ и ГДР. Каждое из этих государств находилось под влиянием разных политических и экономических систем: ФРГ приняла курс на демократию и рыночную экономику, тогда как ГДР стала социалистической республикой. Отделение Германии на две части было результатом противостояния между СССР и Западом, и окончательной целью Запада всегда было объединение страны.

Ситуация с Крымом немного отличается. Крым и Севастополь были приписаны Украине в 1954 году Советским Союзом. В 2014 году после Майдана и политического кризиса на Украине, произошло нелегитимное референдум по присоединению Крыма к России, который был не признан международным сообществом и потому считается нарушением международного права. Россия обосновывает свое действие на основании защиты русскоязычного населения и предполагаемого вмешательства Запада в украинскую политику.

Международное право и договоры

Во-первых, решение объединить ГДР и ФРГ было основано на соблюдении международного права. Важную роль в этом процессе сыграла Хельсинкская конференция 1975 года, на которой были сформированы принципы неделимости территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела других государств. В 1990 году был подписан Договор "Два плюс четыре", который подтвердил право германского народа на единую страну и согласовал условия объединения. Это позволило международному сообществу признать легитимность этого процесса.

Ситуация с Крымом нарушает основные принципы международного права - неделимость территориальной целостности и невмешательство во внутренние дела других государств. Россия не согласовала свое действие с правительством Украины и не получила поддержку международного сообщества. Более того, организованный референдум был запрещен Конституцией Украины, что делает присоединение Крыма к России незаконным с точки зрения украинского законодательства.

Роли международных акторов

Помимо правового аспекта, решение об объединении ГДР и ФРГ было согласовано с ключевыми международными акторами. В процессе единения Германии были привлечены Западные страны, включая Соединенные Штаты, и СССР. Были проведены многочисленные переговоры, которые сделали это возможным.

Ситуация с Крымом была категорически осуждена большинством международных акторов. Многие страны ввели экономические санкции против России в ответ на "аннексию" Крыма. Также было принято решение приостановить членство России в Группе восьми развитых стран. Это подчеркивает отношение международного сообщества к легитимности действий России.

Заключение

Когда мы сравниваем ситуации с объединением ГДР и ФРГ и присоединением Крыма к России, важно учитывать несколько ключевых факторов. Объединение Германии было проведено в рамках соблюдения международного права, было согласовано с ключевыми акторами и нашло поддержку международного сообщества. Крымский кризис не удовлетворяет этим требованиям и вызывает осуждение международного сообщества.

Конечно, ситуация с ГДР и ФРГ отличалась от ситуации с Крымом во многих аспектах, и решение о единении Германии имело гораздо более широкую поддержку международного сообщества. Однако, при множестве точек зрения и интересов, ответ на вопрос, почему ГДР с ФРГ можно было объединить, а России с Крымом нельзя, может быть найден в контексте соблюдения международного права и согласования действий с международным сообществом.